Разумное использование водно-болотных угодий
Раздел: «Оказание содействия Договаривающимся Сторонам»
В соответствии со Статьёй 3.1 Конвенции, Договаривающиеся Стороны «определяют и осуществляют своё планирование таким образом, чтобы способствовать охране водно-болотных угодий, включённых в Список, а также, насколько это возможно, разумному использованию водно-болотных угодий, находящихся на их территории». Посредством концепции «разумного использования», которая была новаторской в то время, когда составлялся проект Конвенции, Рамсарская конвенция продолжает подчёркивать, что устойчивое использование человеком водно-болотных угодий полностью соответствует Рамсарским принципам и задачам охраны водно-болотных угодий в целом.
Концепция Рамсарской конвенции по разумному использованию применяется ко всем водно-болотным угодьям и водным ресурсам, находящимся на территории Договаривающейся Стороны, а не только к тем участкам, которые были объявлены водно-болотными угодьями международного значения. Применение этого принципа имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы водно-болотные угодья могли продолжать в полной мере выполнять свою жизненно важную роль в поддержании сохранности биологического разнообразия и благосостояния человека.
Поскольку термин «разумное использование» получил распространение в сообществе Рамсарской конвенции и также использовался в других местах в различных целях и значениях, Конференция Договаривающихся Сторон признала необходимость в более точном определении термина, которое было принято на третьем заседании КС в Реджайне (Канада) в 1987 г. Это определение было пересмотрено в Резолюции IX.1, Приложение A (2005 г.) следующим образом:
«Разумное использование водно-болотных угодий — это поддержание их экологического характера, достигаемое посредством применения экосистемного подхода в контексте устойчивого развития».
Первоначальное определение разумного использования водно-болотных угодий, принятое в 1987 г., установило важный принцип Рамсарской конвенции, в соответствии с которым цель Конвенции состояла в обеспечении использования водно-болотных угодий «на благо человечества»:
«Разумное использование водно-болотных угодий представляет собой устойчивое использование водно-болотных угодий на благо человечества, совместимое с поддержанием естественных свойств экосистем» (Рекомендация 3.3, 1987 г., к настоящему времени заменена).
В то же время, сопутствующее определение термина «устойчивое пользование» водно-болотным угодьем содержало в себе ставшую к настоящему времени классическую формулировку устойчивости:
«Использование водно-болотного угодья человеком, при котором оно может приносить максимальную постоянную пользу, и в то же время сохранять свой потенциал для удовлетворения потребностей и стремлений будущих поколений».
С целью оказания содействия Договаривающимся Сторонам в реализации концепции разумного использования, Рабочая группа по вопросам разумного использования, созданная в Реджайне, разработала Указания по реализации концепции разумного использования водно-болотных угодий, которые были приняты на 4-ом заседании КС в г. Монтрё (Швейцария) в 1990 г. Кроме того, на 4-ом заседании был также учреждён Проект разумного использования водно-болотных угодий, финансируемый правительством Нидерландов, и международная группа экспертов начала работу, кульминацией которой стала разработка Дополнительных указаний по реализации концепции разумного использования водно-болотных угодий, принятых на 5-ом заседании Конференции Договаривающихся Сторон в 1993 г., а также публикация книги, содержащей в себе принципы и анализ конкретных примеров — «Навстречу разумному использованию водно-болотных угодий» [Towards the Wise Use of Wetlands] под редакцией Т. Дж. Дэвиса [T. J. Davis] (Рамсар, 1993 г.).
В новаторских «Указаниях по разумному использованию» подчёркивалось, что Договаривающимся Сторонам важно:
- • принять национальную политику по водно-болотным угодьям, предусматривающую пересмотр существующего законодательства и институциональных структур, относящихся к вопросам охраны водно-болотных угодий (либо в качестве отдельных инструментов политики, либо в качестве компонента национальных планов действий по охране окружающей среды, национальных стратегий сохранения биологического разнообразия или прочих национальных стратегических планов);• разработать программы инвентаризации, мониторинга и исследования водно-болотных угодий, а также профессиональной подготовки, образования и просвещения в области сохранения водно-болотных угодий; и• принимать конкретные меры на участках водно-болотных угодий, включая разработку планов комплексного управления, охватывающих все аспекты водно-болотных угодий и их взаимосвязи с водосборными бассейнами.
Указания по разумному использованию также подчёркивают пользу и ценность водно-болотных угодий для борьбы с заилением и эрозией; борьбы с наводнениями; поддержания качества воды и уменьшения загрязнения; поддержания водоснабжения с использованием поверхностных и подземных вод; создания условий для рыболовства, пастбищного животноводства и сельского хозяйства; обеспечения отдыха на природе и образования для человеческого общества; а также для обеспечения стабильности климата.
Секретариат Рамсарской конвенции оказывает содействие Договаривающимся Сторонам в выполнении первоначальных Указаний и Дополнительных указаний, а также вытекающих из них обязательств в отношении разумного использования водно-болотных угодий следующим образом:
- предоставляя экспертные консультации — либо при помощи сотрудников Секретариата Рамсарской конвенции и его сети экспертов, либо при помощи внешних консультантов;
- распространяя дополнительные указания, принимаемые Конференцией Договаривающихся Сторон, по многим аспектам охраны и разумного использования водно-болотных угодий;
- финансируя проекты посредством Фонда малых грантов Рамсарской конвенции, инициативы «Водно-болотные угодья для будущего» и Швейцарского гранта для Африки;
- осуществляя поиск финансирования третьими сторонами с целью реализации проектов разумного использования водно-болотных угодий.
Первоначальные Указания по разумному использованию и Дополнительные указания были для своего времени новаторскими документами, однако с тех пор они были частично заменены множеством других соответствующих указаний, которые были впоследствии приняты Конференцией Договаривающихся Сторон, и Резолюция IX.1, Приложение A, Концептуальная основа разумного использования водно-болотных угодий и поддержания их экологического характера (2005 г.), представляет собой попытку обеспечить последовательный контекст для всех этих различных аспектов.
С результатами продолжающейся работы НТС по углублению и совершенствованию концепции разумного использования водно-болотных угодий можно познакомиться в этих дополнительных указаниях, которые были приняты КС.
Примечание: принцип «разумного использования», включённый в Статью 3.1 Конвенции в 1971 г., и его определение и применение Конференцией Договаривающихся Сторон вводились и развивались совершенно независимо от так называемого «движения за разумное использование» [«wise use movement»], которое возникло в последние годы в Северной Америке. Использование того же термина необязательно указывает на существование общности понимания и/или цели.
Другие статьи:
Водно-болотные угодия:
- Международного значения
- Ценные болота
- Теневой список
- Дальневосточный север РФ
- Дальневосточный экорегион
- Северный Кавказ
Классификатор:
- Международная классификация, принятая на 6-ой конференции Сторон Рамсарской конвенции
- Критерии для выделения, принятые 4-ой и 6-ой конференциями Сторон Рамсарской конвенции
- Критерии для выделения, принятые 7-ой конференцией Сторон Рамсарской конвенции
Выборки:
Водные колонии:
Приложения:
- Рамсарская конвенция
- Westlands International
- Классификация угодий России
- Стадии существования тростниковых озёр аридной области
- Заповедники и национальные парки России, на территории которых сохраняются ценные водно-болотные угодья